б
Писатели
Произведения
Персонажи
Словарь
Островский Александр Николаевич
12.04.1823 – 14.06.1886
После реформ Петра I наша государственная жизнь потекла по общеевропейскому руслу, хотя в ней были и свои особенности, например сосуществование современных и давно пройденных Западной Европой форм жизни. Главная из них — чрезмерно долго сохранявшееся в России крепостное право. Это резкое разделение на рабов и хозяев усугублялось еще и тем, что дворянство со времен Петра должно было забыть национальное платье, отказаться от старинного бытового уклада и устроить свой быт так же, как жили в это время на Западе. В результате возник глубокий разрыв между образованными сословиями, с одной стороны, и теми, на кого не распространялись жесткие петровские требования жить по-новому: крестьянами, купцами, — с другой.

Они по-разному одевались, по-разному ели и пили, по-разному веселились, и даже общая православная вера не до конца их объединяла: простонародье гораздо тщательнее образованных людей соблюдало церковные обряды, но и нередко примешивало к истинной вере всякие суеверия и небылицы. На Русской земле словно существовали два разных, мало понятных друг для друга мира. Но к середине XIX века границы этих миров стали постепенно стираться. Образованные люди начали искать способы преодоления этого разрыва, восстановления духовного и культурного единства русского народа. А простые, по-старинному жившие люди все чаще были вынуждены сталкиваться с построенным Петром государством: обращаться в суды для разрешения имущественных споров и наследственных дел, получать разрешения на промысел и торговлю в разных государственных учреждениях и т.п. Бюрократический мир, с которым приходилось соприкасаться, был им непонятен, о правах и порядках, установленных государством, они ничего не знали. Здесь их обманывали, запугивали и обирали. Самые живые и умные стали учить своих детей приспосабливаться к «европеизированной» жизни, но на первых порах часто принимали за «образованность» лишь внешние стороны быта высших сословий. «Образование! Знаешь ли ты, что такое образование!.. <...> Ты бы вот сертучишко новенький сшил! <...> Стихи пишет, образовать себя хочет, а сам как фабричный ходит! Разве в этом-то образование состоит, чтоб дурацкие песни петь?» — поучает своего молодого приказчика купец-самодур Гордей Торцов («Бедность не порок»).

Вот в этих-то «пограничных» зонах между богатыми, но еще вчера жившими по старине людьми и новыми требованиями, которые властно предъявляла современная жизнь, и возникает почва для комедийных конфликтов, да еще таких, где смешное переплетено с грустным, ведь причуды власть имущих не только забавны, но и опасны для бедных и зависимых. Об этом пьесы молодого Островского.

«В настоящее время я — хозяин русской сцены», — писал Островский театральному начальству незадолго до смерти. И он действительно на протяжении всей своей почти сорокалетней жизни в искусстве строил свой театр как целостное художественное единство, отразившее русскую жизнь от мифологических времен до самых современных событий.

История русской литературы XIX века: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. — М.: Изд-во МГУ, 2006.
Гроза, 1859 (драма)
Краткое изложение
О произведении
К анализу текста
Персонажи

Борис

Варвара

Дикой

Кабанова

Катерина

Кулигин

Тихон

Феклуша

Иллюстрации