Они по-разному одевались, по-разному ели и пили, по-разному веселились, и даже общая православная вера не до конца их объединяла: простонародье гораздо тщательнее образованных людей соблюдало церковные обряды, но и нередко примешивало к истинной вере всякие суеверия и небылицы. На Русской земле словно существовали два разных, мало понятных друг для друга мира. Но к середине XIX века границы этих миров стали постепенно стираться. Образованные люди начали искать способы преодоления этого разрыва, восстановления духовного и культурного единства русского народа. А простые, по-старинному жившие люди все чаще были вынуждены сталкиваться с построенным Петром государством: обращаться в суды для разрешения имущественных споров и наследственных дел, получать разрешения на промысел и торговлю в разных государственных учреждениях и т.п. Бюрократический мир, с которым приходилось соприкасаться, был им непонятен, о правах и порядках, установленных государством, они ничего не знали. Здесь их обманывали, запугивали и обирали. Самые живые и умные стали учить своих детей приспосабливаться к «европеизированной» жизни, но на первых порах часто принимали за «образованность» лишь внешние стороны быта высших сословий. «Образование! Знаешь ли ты, что такое образование!.. <...> Ты бы вот сертучишко новенький сшил! <...> Стихи пишет, образовать себя хочет, а сам как фабричный ходит! Разве в этом-то образование состоит, чтоб дурацкие песни петь?» — поучает своего молодого приказчика купец-самодур Гордей Торцов («Бедность не порок»).
Вот в этих-то «пограничных» зонах между богатыми, но еще вчера жившими по старине людьми и новыми требованиями, которые властно предъявляла современная жизнь, и возникает почва для комедийных конфликтов, да еще таких, где смешное переплетено с грустным, ведь причуды власть имущих не только забавны, но и опасны для бедных и зависимых. Об этом пьесы молодого Островского.
«В настоящее время я — хозяин русской сцены», — писал Островский театральному начальству незадолго до смерти. И он действительно на протяжении всей своей почти сорокалетней жизни в искусстве строил свой театр как целостное художественное единство, отразившее русскую жизнь от мифологических времен до самых современных событий.