с
Писатели
Произведения
Персонажи
Словарь
Есенин Сергей Александрович
03.10.1895 – 28.12.1925
Есенин – великий русский национальный поэт XX века. Его неповторимое дарование уходит корнями в глубины народного мироощущения, русской культуры и истории. Любовь к России и особенности национального самосознания роднят Есенина с Пушкиным. Используя слова И. Ильина о Пушкине, можно сказать, что Есенин тоже «был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и больных узлов». «Моя лирика, – говорил Есенин, – жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Это сокровенное и всепоглощающее чувство с первых шагов творческого пути определяет для Есенина отношение к миру, человеку и литературе.

Явление Есенина было закономерно, предопределено самой жизнью и ростом национального самосознания России. Неизбежность вспышки на русском поэтическом небосклоне звезды необычайной величины и яркости, Поэта, который нашел бы слова и краски для выражения любви россиянина к бедной своей родине, Поэта, который каким-то чудесным способом добыл бы затонувшее в недрах ее болот Слово – поющее «золото», и заговорил бы «на новом языке», предсказал Александр Блок. И не случайно новый поэт вышел из недр народных, из деревни, которая, как позже скажет Есенин, была «единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны» «узловой завязи самой природы» и народного мышления.

Уже в восприятии современников имя Есенина стало «одновременно и нарицательным, и символическим», причем не только для русской культуры, но и для русской истории. Так определил значение нового поэта философ и богослов Владимир Ильин. Но может быть, точнее всех выразила масштаб личности Есенина в 1932 году в статье «Поэт и время» Марина Цветаева: «Гений дает имя эпохе... Есенин... гражданский заказ нашего времени... выполнил».

Придя в литературу на гребне исторического перелома, поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

Уникальность есенинского дара в безграничной любви ко всему живому, в нежности и милосердии. В отношении к жизни как к бесценному дару и части общего пути, начало и конец которого скрыты от человека. В чувстве вечного круговорота жизни, в которой ничто не уходит бесследно и навсегда, а лишь переходит в другие формы. В постоянном ощущении противоборства и сложных превращений, которые происходят в природе, и в остром чувстве истории.

В отличие от своих талантливых современников (прежде всего Маяковского), выступавших активными реформаторами искусства, Есенин обращался к истокам русской мифологии, следовал традициям классической и мировой литературы, выражал самые разные уровни национального сознания и художественного опыта, был близок исканиям символистов и романтиков, пролетарских поэтов и авангардистов. В пору всеобщего обезличивания он обращался к каждому человеку и говорил с ним о том, что близко и нужно во все времена: о нежности и сострадании, красоте и печали и благословлял все живое на родимой земле...

В стихах Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет – и в то же время таинственно и загадочно. Каждое слово, каждый образ – это диалог и целая поэма, обращенная к человеку. «Огромный и разливчатый», как и русский дух, с которым этот образ неразрывно связан, он уходит в иносказание и постоянно преображается.

Благодаря особенностям своего таланта и вниманию к противоречиям эпохи, Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, который придает его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер. Проникновенный лирик и крупный эпический поэт, Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче и др.

Развивая богатые духовные традиции русской литературы, Есенин обогащает их народной верой в словесную магию, в «божественный глагол», в слово-заговор, в волшебное слово-притчу. «Каждый стих мой душу зверя лечит» – мысль чисто есенинская. Свою художественную задачу Есенин видел в том, чтобы ввести человека в храм народной мудрости, научить читать забытые знаки, обнажить их взаимосвязь, многозначность и «струение».

Образ – «основа русского духа и глаза... – считал Есенин. – Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства».

Есенин прекрасно знал живую речь рязанского края и обогатил ею свою лирику. «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления», – писал в 1923 году поэт.

Остро чувствуя русскую боль – дисгармонию бытия, убиение «железом» революции самого духа народа, его самобытности, Есенин как никто другой выразил эту боль в своем творчестве. И сквозь «вражду племен» прозрел жертвенную, примиряющую и объединяющую миссию России. В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

Шубникова-Гусева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве: Учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и коллеждей. — М.: Русское слово, 2003.
Произведения
"Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся...", 1925 (стихотворение)