к
Писатели
Произведения
Персонажи
Словарь
Пастернак Борис Леонидович
10.02.1890 – 30.05.1960
Пастернак был выдающимся художником. Его отличали огромный талант поэта, чудесная зоркость глаза, необычайное чутье к слову, к ритму, к музыке речи, большая любовь к родной земле и ее людям. Главным в его творчестве было удивление и благоговение перед неповторимым и великим даром – жизнью и непререкаемой красотой «Божьего», как он любил выражаться, мира. Поэзия, говорил Пастернак, «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли». Этой способностью найти поэтическое всюду он был наделен в высшей мере.

Пастернак – поэт интимный, лирический. Противопоставляя его «поэту площадей» Маяковскому, Марина Цветаева писала: «У Пастернака никогда не будет площади. У него будет и есть уже множество одиноких жаждущих, которых он — уединенный родник, поит... На Пастернаке, как на ручье, можно встретиться, чтобы вновь разойтись; каждый напившись, каждый умывшись, унеся ручей в себе и на себе». И подводила итог жестким афоризмом: «Пастернак в одиночном заключении — все».

Поэт искал решение жизненных проблем в самом человеке, в неповторимости каждой личности. Он говорил: «Всякая стадность – убежище неодаренности. Все равно, на какой основе – на платформе ницшеанства, марксизма или соловьевского христианства. Тем, кто любит и ищет истину, не может быть не тесно в любых марширующих рядах, куда бы они ни маршировали». К тем, кому «тесно», и обращена его поэзия.

И еще одна из многих особенностей Пастернака-художника, о которой хорошо знавший его Корней Чуковский писал: «Из всех поэтов своего поколения Борис Пастернак был самый образованный, самый начитанный».

Илюкович А.М. Согласно завещанию: Заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. — М.: Книжная палата, 1992.