ЕГЭ 2009: Литература: Справочник. — М.: Эксмо, 2009.
Баллада (от итальянского ballada — плясать) — средняя лиро-эпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.
Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
Баллада (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую). Один из главных жанров поэзии сентиментализма и романтизма, сюжетное лиро-эпическое стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историчском, бытовом материале, с мрачным таинственным колоритом.
Школьный словарь литературных терминов и понятий. — М.: Дрофа, 1995.
Баллада литературная — лироэпический жанр, в котором на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях дается лирическая эмоциональная оценка персонажей; как правило, литературная баллада включает в себя пейзажный зачин и пейзажную концовку и строится на основе открытого (явного) или скрытого (монолог, обращенный к молчащему собеседнику) диалога. Литературные баллады подразделяются на исторические, семейные, фантастические (страшные) и др. Образцами литературной баллады могут служить баллада Гёте «Лесной царь», переведенная Жуковским, баллады Пушкина «Жених» и «Песнь о вещем Олеге».
Словарь литературоведческих терминов для выпускников и абитуриентов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
Первоначально баллады писались так называемыми
балладными строфами, в которых четные и нечетные стихи состояли из разного количества стоп:
Есть монахиня в древних Драйбургских стенах:
И грустна и на свет не глядит;
Есть в Мельрозской обители мрачный монах:
И дичится людей и молчит.
(Жуковский)
Позднее закрепленность балладной строфы за жанром ослабла, поэты-романтики, в частности, изобрели для своих баллад новые разнообразные строфы.