П
Писатели
Произведения
Персонажи
Словарь
Хлебников Велимир
09.11.1885 – 28.06.1922
Ореол безумца, восточного поэта («дервиша»), вечного скитальца, одержимого словом и малопонятными даже людям, у которых он жил, проектами преобразования поэзии, мира, прочно установился вокруг его имени. Он был для всех — и символистов, и акмеистов — слишком нов. Из всей группы кубофутуристов он был, пожалуй, самым последовательным ниспровергателем гладкописи символизма. Он создавал новый поэтический язык, действовавший как «заноза», тормозивший скольжение по рельефу слов, как «сильно шероховатая поверхность». Он создавал калейдоскоп необычных образов, утопических видений. Его самовитое слово — это слово овеществленное, ставшее частью пространства, наделенное энергией саморазвития, растущее как растение, строящее жизнь.

Настоящее поэт не принимал. Реальный мир для Хлебникова достоин одной оценки: «Долой!» Этот мир — вековечная давильня, где сильные пожирают, подавляют слабых, чтобы в свою очередь стать жертвой еще более сильных.

Во всех играх со словом присутствовала высокая цель: не просто «перефантазировать» действительность, сдвинуть, деформировать, пересоздать ее по примеру художников-кубистов, но и усилить энергию воображения, проницательность поэтического зрения, продвинуть художника в область будущего. Он говорил о себе как искателе огня и провидце будущего:

Ведь оценка из будущего — самая строгая и объективная. Велимир Хлебников, «Колумб новых поэтических материков», искренне верил, что в настоящем живут хищные «приобретатели», эксплуатирующие чужие открытия, дерзания, — в будущем, когда свершится «революция духа», властителями будут «изобретатели», способные управлять временем. Иногда он называл людей-изобретателей, хозяев «государства времени» на своем языке — «пахарями мозгов», «мозгопашцами», «творянами».

Велимир Хлебников нередко объяснял свое словотворчество: «Вот слово “большевик”. Под ним лежит звуковое молчание “вольшевик”. Большевик больше. Кого больше? Больше, более воли. Вот кто молчит из-под слова “большевик”, придавленный к земле». Все это внешне выглядит как будто очень искусственно, но следует вспомнить, какие грандиозные утопические видения возникали в 1918–1920 годах в  «маленьких» поэмах Есенина («небо как колокол»), в живописи Кустодиева (картина «Большевик» — шагающий гигант).

Велимир Хлебников считал, что убийство царской семьи в 1918 году «замарало» новую власть. Мировая революция, по Хлебникову, требовала и мировой совести, воли. В поэме «Ладомир» прозвучал призыв к Ленину, величайшему чертежнику будущего, мирового проекта всеобщего примирения, чертить грядущее с любовью, учась у умной природы.

На Новодевичьем кладбище над прахом Хлебникова установлен необычный памятник: каменная скифская баба. Исследователь его творчества В. Григорьев когда-то сказал: «О его поэзии камень молчит, а на нем нетрудно представить такие строки, как “Стань звонким вестником добра”, “Чтоб человеку человек / Был звук миров, был песнью слышен”».

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. В 2-х ч. Ч. 2. — М.: Русское слово, 2003.
"Усадьба ночью, чингисхань!..", 1915 (стихотворение)