В романах, составивших тетралогию «Братья и сестры» (1958) — «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1978), — он представил широкую панораму жизни северной русской деревни, объединяя в своих произведениях черты романа-хроники и семейного романа, повествующего об истории рода Пряслиных и других жителей деревни Пекашино в военное время и в послевоенное пятнадцатилетие. Отличительной чертой тетралогии является стремление писателя представить суровую и жестокую действительность деревни правдиво и не приукрашивая. «Антисхематизм» и «антибесконфликтность» событий романа дают основания считать, что это произведение, обладая познавательной и художественной ценностью, несет в себе отпечаток полемики с «колхозным романом» послевоенного десятилетия.
Значительных успехов добился Абрамов и в области малых прозаических форм, в которых он не выходит за рамки выбранной тематики: повести «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Алька» (1972) и др. Внимание критики особенно привлек рассказ «Деревянные кони» (1969), в котором Абрамов отразил веру в силу и непреходящие моральные ценности русского народа, воплощенные в старой крестьянке Милентьевне.
Абрамов также является автором пьесы «Один бог для всех» (1962) и нашумевшего очерка «Вокруг да около» (1963); содержавшаяся в нем критика сельскохозяйственной политики вызвала литературно-политический скандал и явилась причиной продолжавшихся некоторое время гонений на писателя.