Некрасов Николай Алексеевич
10.12.1821 – 08.01.1878
По масштабу творчество Некрасова несоизмеримо с творчеством других поэтов гоголевского направления. В области стихотворной он сделал то, что в прозе Гоголь, — обратил литературу к нуждам народа. Если Ломоносов с наибольшей силой воплотил мысль о том, что поэзия должна служить государству и монарху, а Пушкин – о полной независимости и самодостаточности поэзии, то Некрасов провозгласил и последовательно воплотил мысль о том, что поэзия должна служить народу. Он знал крестьянина значительно лучше, чем Гоголь, и сделал русского крестьянина главным героем своей поэзии, а заступничество, борьбу за его свободу, счастье – главным пафосом своего творчества.

Николай Гумилев говорил: обыкновенно считается, что у Некрасова прекрасно содержание поэзии и слаба художественная форма, тогда как в действительности содержание его поэзии банально, а форма совершенна. Этот парадокс ценен второй своей частью: Гумилев как мастер высоко ценил огромное поэтическое мастерство Некрасова. Его стихотворная речь как нельзя лучше гармонировала с демократической тематикой его поэзии и противостояла гладкописи эпигонов пушкинского периода.

Некрасов многое взял у фольклора, многими песнями в фольклор вошел. В то же время он стал выразителем мыслей, чувств, надежд, устремлений демократической интеллигенции, ее бытописателем и летописцем, запечатлел портреты ее вождей — Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Шевченко. У Некрасова мы видим присущее только самым большим поэтам одинаково мощное развитие лирического и эпического начала, нередко в сложном переплетении. Он создал реалистическую лирику и реалистический эпос, но всегда с амальгамой романтизма, что придает его стихам особую задушевность и психологическую достоверность.

Тридцать лет Некрасов стоял во главе демократической печати, редактируя сперва «Современник», потом «Отечественные записки».

Баевский В.С. История русской поэзии: 1730–1980: Компендиум. М.: Интерпракс, 1994.
Фотоальбомы
Материалы к биографии
Портреты Некрасова