Великая Отечественная война призвала Астафьева на фронт. Он был тяжело ранен.
После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий». В 1951 был опубликован рассказ «Гражданский человек». В 1953 вышел первый сборник рассказов «До будущей весны».
В 1959 - -1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С этого времени в журналах Урала, Перми и Свердловска регулярно появляются остропроблемные, психологически углубленные произведения Астафьева: повести «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), цикл автобиографических рассказов и повестей о детстве «Последний поклон» (1968–1992), завершающие главы «Забубенная головушка», «Вечерние раздумья») и др.
В центре внимания писателя — жизнь современной сибирской деревни.
Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна «Царь-рыба» (1972–1975), одного из самых значительных произведений писателя.
В 1969–1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как «Печальный детектив» (1986), рассказ «Людочка» (1989), публицистические — «Всему свой час» (1985), «Зрячий посох» (1988). В 1980 была написана драма «Прости меня».
В 1991 выходит книга «Мною рожденный» (роман, повести, рассказы); в 1993 — «Пир после победы»; в 1994 — «Русский алмаз» (рассказы и записи).
В последние годы писателем созданы роман «Прокляты и убиты» (начало публикации — 1992), вторая книга романа — «Плацдарм» (1994), повесть «Так хочется жить» (1995). Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске.