Ахматова Анна Андреевна
23.06.1889 – 05.03.1966
Еще совсем молодой Ахматова стала знаменита. Один из ее современников, академик В. Жирмунский, свидетельствует: «Ее вступление в литературу напоминало триумфальное шествие... Она была окружена в эти годы всеобщим поклонением — не только как поэт, но и как прекрасная женщина. Ее лицо много раз было запечатлено на полотне, ее знаменитая челка и классическая шаль сохранились в памяти современников. Не только ее читательницы и бесчисленные подражательницы учились “любить по Ахматовой”, — даже молодой Маяковский, по воспоминаниям близких ему людей, когда бывал влюблен, всегда читал ее стихи, которые знал наизусть». В знаменитой ныне «Чукоккале» сохранилось сделанное поэтом шутливое изображение Ахматовой.

Анну Ахматову множество раз рисовали и фотографировали. Значительность личности, высота духа, ум, талант, душевная красота и изящество так явственно проступали в ее внешнем облике, что уже молодая Ахматова, ее лицо, жест, фигура были притягательны для художников самых разных школ и направлений. Всемирно известны ее портреты работы Модильяни, Петрова-Водкина, Альтмана, Анненкова и многие другие.

Ее снимали бесчисленные фотокорреспонденты и фотолюбители. В прекрасном лице Ахматовой запечатлена та же гармония красоты и величия, которая так свойственна ее поэзии.

Ранние стихи Ахматовой напоминали страницы из дневника и волновали читателя прежде всего неповторимыми подробностями личного любовного опыта, но последующие ее произведения наполняются все более глубоким, подчас историческим содержанием. Уже в 1916 году О.Мандельштам писал, что «для Ахматовой настала иная пора... В настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Пройдя вместе со своей страной через многие суровые испытания эпохи, Ахматова уже на  склоне своей жизни, в 1961 году, с полным правом напишет гордые и точные слова: «Я была тогда с моим народом...»

И действительно, все вехи русской истории XX века отмечены в ее биографии: Серебряный век, революции, красный террор, сталинские репрессии, Великая Отечественная война, послевоенное идеологическое строительство.

Вместе с тем, о каких бы значительных событиях истории или явлениях мировой культуры она бы ни говорила, — во всех ее произведениях отчетливо слышатся неповторимые интонации именно ее голоса, просвечивают свойства ее яркой, самобытной, богатой, красивой человеческой личности.

Анна Ахматова в портретах и фотографиях. Буклет-каталог. Вып. 1. — М.: Государственный литературный музей, 1989.
Фотоальбомы