н
Писатели
Произведения
Персонажи
Словарь
Цветаева Марина Ивановна
26.09.1892 – 01.10.1941
«Равенство дара души и глагола — вот поэт». Это точное определение Марины Цветаевой прежде всего относится к ней самой. Ее стихи, по словам Г. Адамовича, «излучают любовь и любовью пронизаны, они рвутся к миру и как бы пытаются заключить весь мир в объятия. Это — их главная прелесть. Стихи эти писаны от душевной щедрости, от сердечной расточительности... Можно действительно представить себе, что от стихов Цветаевой человек станет лучше, добрее, самоотверженнее, благороднее».

Оригинальность поэтического голоса, сочетание «абсолютной естественности и сногсшибательного своенравия» (Н. Мандельштам), неустанное творческое горение, преодоление реальности быта великой силой духа, виртуозное умение напряженно и остро выразить словом радость и боль, всю полноту чувств — вот далеко не полный перечень особенностей ее мастерства. Верно замечал В. Ходасевич: «...Эмоциональный напор у Цветаевой так силен и обилен, что автор едва поспевает за течением этого лирического потока. Цветаева словно так дорожит каждым впечатлением, каждым душевным движением, что главной ее заботой становится — закрепить наибольшее число их в наиболее строгой последовательности, не расценивая, не отделяя важного от второстепенного, ища не художественной, но скорее психологической достоверности. Ее поэзия стремится стать дневником...»

Удивительная способность к пророчеству, порой присущая гениям, позволила Цветаевой уже в юности предсказать участь своего творческого наследия: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

В 1930-е годы она скажет об этих строках: «формула — наперед — всей моей писательской (и человеческой) судьбы».

Действительно, лишь сравнительно недавно ее произведения — а это более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических вещей, свыше 1000 писем — стали постепенно приходить к широкому читателю, одновременно с раскрытием ее глубоко трагичного личного пути, о котором Н. Мандельштам в своих воспоминаниях «Вторая книга» писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».

Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиогр. очерки. — М.: Кн. палата, 1993.
Произведения
"Что же мне делать, слепцу и пасынку…" (Поэты, 3), 1923 (стихотворение)