и
Произведения
Персонажи
Словарь
Евтушенко Евгений Александрович
18.07.1933 – 30.11.1999
Евгений Александрович Евтушенко – поэт, прозаик, публицист, литературовед, кинорежиссер. Родился на станции Зима Иркутской области. Отец репрессирован, воспитывался отчимом.

Печатается с 1949 года, но по собственному признанию, лишь в 1950-е обрел свой голос. Поэзия Евтушенко явила собой тип личности, характерной для эпохи «оттепели», времени «шестидесятников». Она доказала, что стихи могут стать демократическим, массовым видом искусства.

Очевидно не раз декларированное самим поэтом влияние на него поэзии В. Маяковского с ее публицистичностью и поиском новых выразительных поэтических средств. В то же время Евтушенко сумел создать совершенно новую и оригинальную поэтику. Его стихотворения представляют собой авторские лирико-публицистические монологи. Поэт умело пользуется риторическими приемами (вопросами, восклицаниями); его стихи – ораторские речи, цель которых – убеждать. Это достигается разными способами: броскими и понятными сравнениями, повторами, эмоциональными всплесками, стилистически сниженными или возвышенными словами. Особую привлекательность придают этим монологам обращения к животрепещущим, но табуированным (не принятом в советской поэзии) темам.

«Типичное» стихотворение Евтушенко чаще всего написано четырехстопным или пятистопным ямбом (возможно и дальнейшее удлинение строки). Во многих случаях для него характерна кольцевая композиция рифмовки в четверостишии. Особенный интерес представляют «евтушенковские» рифмы – глубокие (корневые или звуковые) крайне неожиданные. Поэт любит включать в стихотворение абстрактные существительные (особенно с суффиксом «ость»), а также неологизмы, представляющие, как правило, абстрактные существительные («фетство»). Часто неологизмы создаются при помощи суффикса «инк» («блестинка», «звенинка», «фашистинка»).

Лирический герой ранней поэзии Евтушенко – человек искренний, жадно всматривающийся в жизнь, пытающийся разобраться в ней и в себе, стремящийся однозначно определить собственную ускользающую сущность. Публицистичность мышления часто мешает этому. Евтушенко хочет вписать себя в черно-белый мир и удивляется тому, что это не удается. Броские автохарактеристики (типа «я разный, я натруженный и праздный, я целе- и нецелесообразный» или «моя фамилия – Россия, а Евтушенко – псевдоним») свидетельствуют о смятении поэта перед многосложностью собственной личности.

Стихотворения позднего периода откровенно публицистичны. Поэт эксплуатирует уже наработанные им публицистические приемы. Порой возникает несоответствие между замыслом и воплощением. Видимо, осознавая это, Евтушенко ушел в литературоведение (им составлена и издана антология русской поэзии XX века – «Строфы века», 1995) и в преподавательскую деятельность (он профессор одного из университетов в США).

Евтушенко оказал значительное влияние на следующую за ним генерацию поэтов. Евтушенко – автор ряда популярных песен («Хотят ли русские войны» и др.). Глава «Степан Разин» из поэмы «Казанский университет» и ряд других стихотворных текстов поэта легли в основу одной из симфоний Д. Шостаковича.

Агеносов В.В., Анкудинов К.Н. Современные русские поэты: Справочник-антология. — М.: Мегатрон, 1997.